Давным-давно в Тридевятом царстве, Тридесятом государстве, а может быть и не там, жила-была Баба-Яга – Костяная Яга. Но это было так давно, что никто и не помнит такую Бабу-Ягу. А вот нынче Баба-Яга совсем не Костяная нога, а даже ласточка-касаточка, старушка-вострушка, живёт-припевает и души в себе не чает.
Вот мы с ребятами и решили рассказать всем о такой Бабе-Яге. О Бабе-Яге, что по-своему, искажённо видит этот мир, о «заблудшей» Бабе-Яге, у которой, как и у всех нас, есть шанс на исправление. И как бы люди не говорили, что Баба-Яга – это исключительно отрицательный герой, но мы ведь с вами знаем, что как бы не пал человек, как бы нам не казалось, что он безнадёжен, в его сердце всегда будет теплиться маленький огонёк, и если ему дать свободу, если откинуть всё лишнее, то он озарит светом всё вокруг. Но давайте вернёмся к Бабе-Яге. Сами мы с ней познакомились сравнительно недавно. Как-то с ребятами решили посмотреть мультик, созданный по мотивам сказки Евгения Шварца «Два клёна». И вдруг мы увидели такую интересную параллель: две совершенно разных картины мира, два совершенно разных восприятия жизни. Мир Бабы-Яги и мир Василисы-работницы. А объединяет эти две параллели фраза, звучащая из уст и той, и другой героини: «Ну, если не я, то кто им поможет!» Вроде бы речь об одном и том же: о помощи ближнему, но кто как её понимает. Баба-Яга видит мир как бы сквозь тусклое стекло: мир лежит во зле, и кто-то должен исполнять роль такого злодея-помощника. «Кого ограбь, кого побей, кого накажи ни за что ни про что! Всем я, злодеечка, нужна!» - говорит Баба-Яга. Пропали сыночки Василисы-работницы, в мире порой не избежать зла. Мама собирается в путь-дорогу, искать своих деток: «Ну, если не я, кто им поможет? Кто их найдёт?» Вот совсем другое видение.
Порой в жизни человека можно наблюдать картину, когда то окно восприятия, через которое он смотрит на этот мир, становится настолько мутным и тусклым, что и сам мир уже не видно сквозь него. Он смотрит в это окно, и всё, что он видит, приобретает неправильные очертания, серые неприметные краски, а порой и уродливые формы. И всё бы ничего, окно можно вымыть. Да проблема в том, что человек, постоянно живущий в этой грязном доме, с этим грязным окном, уже вовсе не замечает этой грязи, и более того, он воспринимает мир именно таким, каким его видит сквозь это мутное стекло, так и строит свою жизнь в соответствии со своим восприятием. Радует лишь то, что это не безнадёжная ситуация. Стоит только распахнуть двери, выйти из своего дома, и посмотреть на него со стороны, увидеть это маленькое грязное окошко, через которое и свет пробиться не может, и увидеть в этом окошке себя. Только тогда, когда человек увидит свой дом со стороны, увидит себя со стороны, он сможет понять, насколько грязно его окно, и он узнает, что с этим можно сделать.
Захотелось нам показать эту идею в Рождественской постановке, показать совсем другую Бабу-Ягу.
Репетиции порой проходили на «Ура», порой нам что-то не удавалось, но мы верили, что Бог нам поможет. Практически до последнего момента мы не знали, кто же будет играть эту сложную роль Бабы-Яги. Всё решилось на генеральной репетиции. Приехал человек, которого мы и ожидали видеть в качестве Бабы-Яги, но он сыграл совсем другую роль, роль этакого «режиссёра-постановщика-воодушевителя». А роль Бабы-Яги досталась Катарине, одному из руководителей театрального кружка воскресной школы. Работа над спектаклем ощущалась общим делом, ради которого каждый старался.
На следующий день выступление. Открывают его дети младшей группы милой сказкой. Следующая старшая группа. Волнительно. Стою, наблюдаю со стороны за происходящим. И тут я вижу настоящую игру, вижу, как ребята раскрываются, вижу, как они проживают каждый эпизод, как они вошли во вкус, все вместе создают полную картину. А тут ещё и импровизация у них пошла. Я в восторге! Дети и взрослые аплодируют, смеются. Это совершенно другой уровень.
Мы все счастливы. И самое главное: когда то, во что ты вкладываешь столько усилий, приносит плоды. После нашего выступления в воскресную школу решили вернуться девочки, что раньше посещали её. Привели родители детей и в младшую группу. И это здорово.
Дети так зажглись выступлением, что рвутся снова в бой. Пора готовиться к Пасхе. Уже есть планы, уже есть идеи.
Хочется поблагодарить всех, кто участвовал в этом замечательном празднике.
Posted by admin on Saturday 12 January 2013 - 12:23:46
Воплощение бесплотного
Сегодня произошло невероятнейшее чудо!
«Воплотился Тот, Который бесплотен; принимает наш образ Тот, Который по Божественной своей Сущности не имеет зрака внешнего или видимого, обретает тело, подобное нашему, Тот, который бестелесен; становится воистину Человеком, непрестанно пребывая Богом; видят Его во чреве Матери Его, пребывающего в лоне Превечного Отца; Он, вневременный, получает начало во времени – всё это по Своему произволу, но действительно и истинно уничижив Себя всецело, по воле Отца и Своей воле; Он принял на Себя всё наше человеческое естество, взял плоть, единосущную плоти нашей, разумную душу – подобно нашей душе, ум – подобный нашему уму, ибо это есть состав человека ».
Св. Софроний.
Порой наш взгляд на праздник Рождества «замыливается», и мы не задумываемся над происходящим. А ведь рождение Бога – это событие, которое перевернуло весь мир с ног на голову, правда, вернее будет сказать наоборот, - событие, которое дало возможность людям вернуться к первоисточнику всего живого. Для человеческого ума немыслимо, чтобы что-то бесконечное смогло заключить себя в какие-то границы, чтобы что-то великое и могущественное смогло воплотиться в образе такого слабого и немощного человека. Но, что человеку даже помыслить невозможно, возможно совершить Богу. И надо помнить, что именно с этого момента, с момента Боговоплощения, начинается то великое дело спасения людей Богом, ради чего всё это чудо и происходит.
После грехопадения между человеком и Богом образовалась непреодолимая пропасть, раскинула свои воды широчайшая река, разделив два берега, на одном берегу оказался человек, Бог же оказался на другом. Чем больше проходило времени, тем берега всё дальше отдалялись друг от друга, река становилась всё шире. И если первые люди ещё могли поддерживать хоть какую-то связь с Богом, перекликаясь с одного берега на другой, то с течением времени люди и вовсе перестали слышать Его, противоположный берег постепенно скрывался за горизонтом. Но Бог всячески пытался сократить это расстояние, предлагая человеку то одно, то другое средство передвижения по этой бурной реке жизни, учил человека плыть по ней, чтобы суметь преодолеть её. Но человек либо вовсе не слышал Бога, либо неправильно понимал Его инструкции, а если и слышал человек, то не справиться ему было в одиночку. Но пришло время, и человеку не нужно более кричать на другой берег, человеку не нужно более стараться наладить связь с Богом. Пришло время, и Бог Сам переходит через эту реку, приходит к человеку, берёт его за руку и ведёт за Собой. И дело теперь остаётся только за нами, захотим ли мы услышать Его призыв, захотим ли мы пойти вместе с Ним, протянув Ему свою руку в ответ.
Бог всегда с нами: Он держит нас за руку в трудную минуту, Он радуется вместе с нами в моменты счастья, Он любит нас, когда мы готовы поделиться своей любовью с нашими ближними, Он любит нас, когда мы допускаем ошибки, когда промахиваемся, и не слышим Его, и даже тогда, когда порой не любим Его, Он продолжает нас любить, всегда, безоговорочно, безусловно. Но главное чудо Рождества заключается в том, что теперь с этого момента, с момента Его рождения, у каждого из нас есть такая возможность – быть всегда рядом с Богом, слышать Его, чувствовать Его присутствие в своей жизни и любить так, как Он любит нас.
Встретившись с Богом однажды, человек начинает с Ним знакомиться. Он познаёт Его в молитве, он познаёт Его в своих рассуждениях, в беседах о Нём с другими людьми, и, наконец, благодаря тому, что сегодня произошло чудо, затянулась та пропасть между Богом и человеком, что долгое-долгое время отделала детей от своего Отца, благодаря этому стало возможным вернуться к непосредственному общению с Ним, мало того, к ещё более тесному – к соединению с Богом в Таинстве Причастия, которое будет установлено Иисусом Христом немного позже. Став одним из нас, причастившись нам в Рождестве Своём, Бог причащается вместе с нами и каждый раз, когда мы подходим к чаше с Телом и Кровью.
Представьте, идёте вы по улице большого шумного города. Навстречу вам постоянно проносятся люди, которых, может быть, вы видите в первый и последний раз, люди, от которых порой хочется сбежать куда-нибудь, потому что они всё время куда-то спешат, толкаются, несутся. Люди не замечают друг друга, люди не видят глаз, может быть полных радости и счастья в этот момент, а может быть и грусти. Замедлите шаг, мимо вас пронесутся десятки людей. Кто-то, может, посмотрит на вас беглым взглядом, точно так же пробежавшись этим взглядом и по сменяющимся по дороге зданиям, деревьям, другим прохожим. Кто-то, может, встретится с вашими глазами и задержит на мгновение свой взгляд. Кто-то, может, и вовсе будет идти, не замечая никого вокруг, а лишь смотря себе под ноги. А ведь каждый человек, каждый прохожий, он один такой на свете, он уникален. И вы не знаете, что у него в душе, о чём он сейчас думает, каков он вообще. А сколько таких уникальных единственных личностей в этом городе, а сколько их на всей планете? И в каждой этой личности изначально пребывает образ Божий. И, представляете, точно так же, как невозможно познать это бесчисленное множество человеческих личностей, да даже одну личность близкого мне человека исчерпать в познании невозможно, так и Бога невозможно познать до конца, нет края этому познанию. И если личность каждого человека уникальна, если Бог заложил в него Свой образ, а этот образ тоже уникален, потому что Бог любит каждого человека по-особенному, то становится невероятным представить, насколько многообразна личность Бога, какое бесчисленное множество граней этой Личности составляют Единое Целое. Три Личности, Три Лица Единого Бога. И сегодня происходит рождение одного из этих трёх Лиц, рождение Иисуса Христа, второй Ипостаси Святой Троицы, в мир человеческий. Это и есть невероятнейшее чудо!
Всё это происходит именно здесь и сейчас, в Рождественскую ночь. Каждый год мы не просто вспоминаем события, произошедшие две с лишним тысячи лет назад, мы переживаем их снова и снова. Даже песнопения Рождественской службы напоминают нам об этом:
«Христос рождается, славите!
Христос с небес, срящите!
Христос на земли, возноситеся:
Пойте Господеви вся земля,
И веселием воспойте людие,
Яко прославися».
Тихо и нежно свершается чудо. И всё вокруг словно шепчет об этом. Пушистые снежинки нежно падают на уставшую замёрзшую землю, скоро всё обновится под новым долгожданным покрывалом, и вздохнёт земля, и оживёт земля. Звон маленьких едва слышных колокольчиков в день рождения Его скоро разразится душетрепещущей мелодией радости в день Его воскресения. Тёплый нежный свет мигающих огоньков вскоре озарит землю светом Его Божественной славы.
И, может быть, где-то на белом свете, прямо сейчас, в данную минуту, в чьей-то душе рождается Бог. И человек встречает Его, встречает навсегда, чтобы никогда с Ним не разлучаться.
Posted by admin on Monday 07 January 2013 - 23:03:02
На пути к свободе
Свобода. Каждый понимает её по-своему, но каждый к ней стремится. Понятие свободы или несвободы проявляется как внешне, так и внутренне. «Этот человек внутренне свободен» или «Его недавно освободили из-под стражи». И в том, и в другом случае говорится о свободе, но в то же время о разной свободе. Однако есть такие моменты в жизни, когда человек теряет эту свободу, и проявляется это и во внешней стороне его жизни, и во внутренней. Самым ярким примером такой несвободы может служить алкогольная, наркотическая и другие виды зависимостей. Внешне жизнь человека кардинально меняется, все его силы, которые раньше были сосредоточены на семье, друзьях, на работе, любимых делах, вдруг меняют свою направленность в сторону удовлетворения своих порой непреодолимых желаний. Конечно, всё это развивается постепенно, и близкие люди вскоре начинают замечать не только внешние проявления, но и внутренние изменения в этом человеке. Люди замечают, будто человека подменили, будто он стал совсем другим. И порой такие изменения тяжело принять, тяжело видеть человека на пути, неизбежно ведущем к деградации.
Люди не всегда готовы это увидеть, потому что в обществе сложилось мнение о том, что, например, алкоголизм и наркомания – это всего лишь следствие растления людей, их слабоволия, или даже безволия, что для решения этих проблем необходимо лишь желание от них избавиться и усилие воли. Эти и другие зависимости не воспринимаются людьми, как болезнь. Конечно, причиной развития этих зависимостей могут служить и растление личности, и слабоволие, но усилием одной лишь воли можно остановить этот процесс только в самом начале. Далее человек просто теряет свободу, он становится зависим от тех или иных веществ и состояний, как химически, так и психически, все усилия воли направляются только для удовлетворения данных потребностей организма.
Зависимости не ограничиваются только лишь алкоголизмом и наркоманией. Практически любой человек, который в какой-то мере занимается самоанализом, может о себе сказать, что он от чего-то не свободен. Это ведь все те тягостные состояния, которые испытывает человек при отсутствии тех вещей и состояний, приносящих ему удовольствие. Тогда происходит всё то же самое: деятельность человека сводится к поискам источников этих удовольствий.
На пути к свободе главное – сделать первый шаг. Осознать свою проблему, осознать свою несвободу. Сделав этот первый шаг, можно сказать, что полпути уже пройдено. Потому что до этого самого момента человек просто стоял на мёртвой точке, накапливая в себе груз, который, в конце концов, мог бы его и раздавить. Сдвинувшись с этой точки, в человеке происходит прорыв, человек уже начинает решать эту проблему, потому что он уже задал скорость. Конечно, кто-то может и испугаться того, что он в себе увидит, и продолжить не замечать проблемы, снова замерев на месте, оправдывая её наличие всем, чем только можно. Обвиняя в своих проблемах других людей, перекладывая на них ответственность, обвиняя какие-то внешние обстоятельства: «не мы такие, жизнь такая» - расхожее выражение, можно сразу заявить, что ничего не получится, даже не попробовав. Но, поступая именно так, человек, в конце концов, понимает, что проблема то остаётся, и хоть он на время может таким образом успокоить свою совесть, эта проблема всё равно рано или поздно проявит себя ещё с большей силой. Поэтому, найдя причину в себе, можно найти точку, куда приложить усилия. А вот по отношению к другим, если их обвинять во всех своих проблемах и несчастьях, такой точки и не найдёшь, невозможно переделать других людей. Даже если вдруг и удаётся избавиться от причины в других, например, перестать общаться с человеком, то обычно оказывается, что ситуация то и не меняется, человек продолжает жить точно так же, как и раньше, и находятся новые люди и обстоятельства, на которых можно переложить ответственность.
Несвобода. Она, можно сказать, пронизывает многие стороны нашей жизни. Мы можем этого не замечать, но если внимательней присмотреться к себе, к своим мыслям, желаниям, поступкам, то мы точно увидим то множество вещей, от которых мы не свободны, от которых мы зависимы. А ведь эти зависимости разрушают не только наше тело, но и душу, просто одни являются бомбами замедленного действия, с которыми в первое время, в принципе, и неплохо живётся, а другие – практически мгновенного. Но, сколько бы времени не понадобилось для активации этой бомбы, результат один.
Естественно, когда человек увидел в себе то, что является причиной его несвободы, он может не понимать, что теперь с этим всем делать, как можно от этого избавиться, понятно, что никакого опыта ещё нет. Но ведь человек не одинок в этом мире. Всегда найдутся люди, которые готовы помочь ему, которые готовы поделиться своим опытом, готовы рассказать ему об этой проблеме, готовы помочь найти ту самую точку в самом себе, к которой можно приложить усилия. А порой помощь нужна не только человеку, что зависим, но и его близким и родственникам, потому что тяжело видеть и принимать человека с теми изменениями, которые в нём неизбежно происходят.
И если такого человека, готового помочь, не окажется рядом, среди близких людей, то его можно найти немного подальше, обратившись в какой-нибудь центр помощи в борьбе с зависимостями. Надо только приложить небольшие усилия, добраться до такого центра и поделиться своей проблемой. Одним из таких центров является консультативная служба по вопросам зависимости при храме в честь священномученника Александра пресвитера Подольского.
Храм священномученника Александра пресвитера Подольского находится по адресу: МО, г.Подольск, р-н Ново-Сырово, ул. Почтовая, д.8 а. Консультативная служба по проблемам алкогольной, наркотической, игровой и других видов зависимости работает по субботам с 10:00 до 11:00.
Консультационный пункт по проблемам зависимости: ZAVISIM@BK.RU
Естественно, этот первый шаг – только начало пути к свободе. Для того, чтобы продолжить этот путь, необходимо будет приложить немало усилий, но они того стоят. Потому что то, что приобретается – бесценно. Свобода бесценна!