Священномученик Александр, пресвитер Подольский

Welcome
Username:

Password:


Remember me

[ ]
ХРИСТИАНЕ. ВЫПУСК 2. ЧАСТЬ II

10let_10.jpgАННА ИВАНОВНА
   Десять лет – не один день, но пролетели как один день. Только сейчас это осознаю. За это время похорошела наша Силикатная, похорошел и наш храм. Каждый день есть возможность прийти сюда и соприкоснуться с самым драгоценным. Вся жизнь в Боге, если этой жизни не касаться – значит, вовсе не жить. Мы бежим в храм за общением, бежим к пастырям. Не всегда между людьми складывается взаимопонимание, ведь оно зависит от каждой конкретной личности, от мыслей, чувств, с которыми человек приходит в храм. Если он пришёл с любовью, то никаких проблем в общении не возникает, если он пришёл, уже чем-то «накрученный», то пожинает плоды в соответствии со своим состоянием.
   С отцом Валентином мы занимаемся евангельскими чтениями. Приходите на эти занятия, и вы почерпнёте то, что каждому из нас совершенно не хватает. Я буду ходить всю жизнь, всё равно не будет хватать. Ведь каждая строчка Евангелия, апостольских посланий, которые мы читаем на евангельских встречах, которые я слышу во время Литургии или читаю в православном календаре, насыщены любовью, доверием, послушанием, кротостью. Но жить так, по слову Божиему, не получается. Всё равно «бодаюсь», и такое упрямство есть в каждом человеке.
   Мы словно виноград на лозе. Всегда хорошо смотреть на готовый, спелый виноград. А вы посмотрите, как он растёт, как он цветёт, как созревает. Ведь всё зависит от погодных условий. Весна холодная – виноград не уродился. Весна тёплая, лето хорошее – и виноград хороший, сладкий, весь наливается соком. Так и человек. Если взращивает в себе любовь, то и плоды прекрасные рождаются.
   Вся молодость моя прошла вне храма, не было знаний, никто и не подсказывал, что Церковь важна. Но я шла по жизни с молитвой, и все мои родные молились. Мысль была одна: трудиться. И здесь при храме я уже 10 лет, и дай Бог, ещё столько же потрудиться. И ни одного дня, прожитого без молитвы, я не признаю.
   Мне очень нравится молитва, которую весь народ поёт на богослужении: «Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, Единому безгрешному...». А сколько я грешила в жизни. Я, видимо, очень инициативная, а кто за большее берётся, тот и ошибок больше допускает, с того и спрос больше. За тем мы и ходим в храм, чтобы очистить свою душу, очистить её покаянием, молитвой. Важно всё время работать над собой, подводить итог каждого прожитого дня, читать Евангелие, молитвы. Тогда и приходит спокойствие, и в душе наступает мир.
   Сколько в храме милых и дорогих сердцу людей, с любовью в душе каждого встречаю. Сколько помощников, которые вкладываются в общее дело, сколько жертвователей, ведь только на пожертвования наш храм и держится. Я желаю всем нашим прихожанам доброго здоровья на многая лета. Ведь здоровье – самое ценное богатство.

10let_9.jpgИГОРЬ
   Читая текст своего прошлого интервью, вспоминая то, о чём я говорил 5 лет назад, могу сказать, что тогда я был трогательнее. Я говорил, что нашёл в храме принятие – это было центральной темой моего рассказа. Принятие – одно из ключевых ощущений периода нескольких первых лет. Я будто утолял какую-то свою давнюю жажду, какую-то потребность в таком принятии. В каком-то смысле удивительно то, что внутри этого принятия я немного раскрылся, и плодом этого раскрытия оказалось нечто катастрофическое. Взглянув в себя, я обнаружил там такие желания, я впервые соприкоснулся с такими вещами в себе, которых раньше не видел. И эта встреча с собой привела к событиям в жизни, которые изменили её радикальным образом. Я исключил себя из многих хороших вещей, которые были в моей жизни до сего момента, и это событие во многом повлияло на мои дальнейшие ощущения пребывания в этой общине. Но с другой стороны, так или иначе, в ходе этих событий я встретился с собой, я намного лучше стал понимать, кто я есть на самом деле, может, даже повзрослел, и вот это состояние, в котором я нахожусь, несомненно более честное, чем то, что было раньше. Произошла определённая встреча с реальностью, болезненная, но всё же эта встреча видится мне положительным моментом этой истории. Сейчас я нахожусь в некоем тупике, потому что ситуация до сих пор полностью не разрешена, ответы на некоторые вопросы так и не найдены.
   В том интервью я говорил о встрече с Богом. Я по-прежнему не могу уверенно заявить, что у меня была такая явная встреча со Христом, о которой некоторые люди свидетельствуют. Но, возможно, я немного научился не переживать по этому поводу и довольствоваться тем, что имею. Трудно описать свои чувства: у меня есть некое ощущение глубины в себе – такая ассоциация приходит мне в голову. Во мне много всего такого, что в обыденной жизни я не замечаю, - какие-то чувства или состояния, но иногда они вдруг приоткрываются. И именно с этими чувствами я связываю проявление божественного в своей жизни. Я стал всё больше ориентироваться на свои субъективные ощущения. И у меня есть надежда, а иногда даже уверенность, что Бог каким-то образом проявляется во мне. Уверенность, конечно, кратковременная, и проходит небольшой промежуток времени, и я снова начинаю сомневаться. Я думаю, что «сомневаться» - это, вообще, мой способ существования в Церкви, может, он и нормальный.
   Я даже нашёл применение этому своему таланту. Речь пойдёт о катехизации, которая является важной частью моей жизни. Я не знаю, как так получилось, что я стал проводить беседы перед крещением. Здесь выходит на поверхность ощущение моей роли в этих беседах. Я в роли наставника – смешно. Но из этого противоречия я легко выхожу: когда я провожу беседы, я всегда снимаю с себя роль наставника, что оказалось совершенно естественным шагом для меня. У меня есть определённая методика, есть подход к этим беседам, и я считаю, они довольно интересные, и у меня неплохо получается. Составные части этого подхода заключаются в том, что, во-первых, я всегда стараюсь позиционировать себя на равных с участниками беседы, ни в коем случае ни как ментор. А второй элемент этого подхода: я пытаюсь сформулировать какие-то сомнения или, даже можно сказать, спровоцировать эти сомнения в тех, кто сюда приходит, задать им какие-то каверзные вопросы. Таким образом я пытаюсь предложить людям задуматься вообще. На мой взгляд, основная функция бесед в том и заключается – увеличить осознанность самого шага крещения. Не знаю, срабатывает ли такой метод, никакого способа измерить, насколько эта осознанность повышается, у меня нет, нет никакого критерия эффективности этих бесед. Если взять, к примеру, формальный критерий – сколько человек, прошедших курс бесед, стали прихожанами нашего храма. Ответ: нисколько. Таков статистический результат, как к нему относиться, я не знаю. Но, если отвлечься от результата, то, во-первых, сам процесс ведения беседы доставляет мне удовольствие, а, во-вторых, является для меня самого некоей практикой, одним из немногих поводов задумываться о христианстве, потому что в последнее время я не делаю массу вещей, к которым, на мой взгляд, я призван как христианин. Моя практика сводится к чтению Евангелия дня в смартфоне по пути на работу и катехизации. Поэтому на каждой беседе я пытаюсь для самого себя восстановить какой-то контекст – что есть христианство. Лично я много пользы получаю от этих бесед, а как слушатели – не знаю. Иногда они делают мне комплименты, говорят, например, что им было интересно, что я на своём месте, и это, конечно, приятно.
   Ещё один момент, который хотелось бы отметить, - проповеди о.Евгения. Я хочу его поблагодарить за то, что, как и тогда, 5 лет назад, так и сейчас, он своими толкованиями, своими комментариями к Евангелию помогает мне увидеть эту историю каждый раз с какой-то новой стороны, позволяет почувствовать, что она имеет какое-то отношение к моей реальной жизни. Я рад, что прошло столько лет, а о.Евгений продолжает исследовать и размышлять о Евангелии и делиться своими мыслями с нами на проповеди. Для меня евангельское чтение и последующая проповедь – фактически такая же важная часть Литургии, как и причастие.
   Что касается какой-то конкретики, мне приходит в голову две мысли. Первая, и я, кстати, об этом почти на каждой беседе говорю, из отрывка Евангелия от Иоанна: «Бога, Которого не видел никто никогда, Ты нам явил» (Ин 1:18). В какой-то момент для меня открылся смысл этих слов, которые объяснили мне важность догмата о богочеловечестве Иисуса Христа. Долгое время у меня были проблемы с пониманием того, какое отношение к нам имеют эти догматы Церкви о Троице, о природе Христа. Мне было трудно найти хоть какие-то аргументы, чтобы объяснить это слушателям бесед, мне казалось, что и у них такой вопрос должен возникать. Сейчас, думаю, я могу объяснить: глядя на Христа, мы можем узнать, каков Бог, именно поэтому важно, что Иисус Христос – не просто человек, а Богочеловек. И этот факт делает Евангелие ещё более ценным для меня.
   А второй момент, который приходит мне на ум, - это один из любимых отрывков Евангелия о встрече Христа с самарянкой (Ин 4:4-42). Он меня давно поразил в самое сердце. Самарянка видится очевидной грешницей: «Те пять мужей, что у тебя были, - не мужья тебе, и этот, что сейчас, - тоже не муж», - говорит Христос. При этом весь этот её бэкграунд не явился препятствием, не помешал увидеть во Христе Бога, увидеть Мессию. Другие люди, может, более праведные, не смогли, а она смогла. Для меня это важно, потому что, наверное, я себя ассоциирую с этим человеком, вернее сказать, с её бэкграундом, неправедностью. И то, что для неё, тем не менее, двери к общению с Богом оказались не закрытыми, и мне даёт надежду.

10let_17.jpgЕЛЕНА
   До прихода в храм на Силикатной я была прихожанкой Троицкого собора в Подольске, я бы даже сказала, сторонней прихожанкой: пришла, поставила свечи, помолилась, ушла. Этот храм я увидела случайно из окна автомобиля по дороге на дачу и решила зайти. Дело было вечером, после работы, в храме было так хорошо, так тихо. Я узнала у дежурных расписание богослужений и в следующий раз приехала в храм на Литургию. Троицкий собор большой, там всегда много людей, и, наверное, индивидуальный подход священника к прихожанину затруднителен, а здесь я встретилась именно с таким отношением, когда чувствуется, что священники вместе со своим приходом, с каждым лично знакомы, все свои. Это напоминает домашний храм. Мне так пришлось это по душе, и несмотря на то, что дачный сезон закончился, и мы переехали обратно в город, я продолжила приезжать в этот храм и зимой. Видимо, здесь я нашла то, что искала.
   Бог перестал быть для меня недосягаемым, я ощутила Его присутствие в своей жизни и поняла, что Он рядом всегда. И это не теоретическое знание о существовании Бога, к которому можно обратиться в трудной жизненной ситуации, когда больше не к кому уже обращаться за помощью, а личный опыт встречи с Ним, которая и привела меня к повседневному богообщению, к ощущению поддержки и доверия. Нет больше страха, хотя, в жизни бывает разное – и в глубокое отчаяние иногда впадаю, но теперь есть некий внутренний стержень, который держит очень крепко. Конечной точкой на пути к такому пониманию Бога стало появление в нашем храме иконы «Дружба», на которой изображены Иисус Христос с апостолом Петром. Христос нам говорит: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам всё, что слышал от Отца Моего» (Ион 15:15). Бог теперь с нами, с каждым из нас. Особенно я это чувствую в определённых моментах богослужения. На Литургии в составе песнопения «Милость мира» есть такие слова: «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш». В этот момент богослужения у меня создаётся ощущение, будто мы стоим перед Богом, и Он осеняет нас Своими руками, благословляет нас. Есть такое каноническое изображение – «Иисус Христос благословляет детей», вот так же и мы приходим к Нему. Наш приход меняется, люди становятся ближе друг к другу день ото дня. Конечно, бывают и конфликтные ситуации, но есть общее ощущение приходской сплочённости: люди вместе молятся, вместе причащаются, вместе выполняют какие-то работы в храме. Отчасти в этом есть заслуга священников: такое доброе отношение к прихожанам, такая тёплая проповедь, обращённая к людям, лишённая какой-либо угрозы, - в ней нет грозящего пальца, а есть объяснение, кто есть Христос и что Он для нас значит, - всё это дорогого стоит. Хочу поблагодарить наших отцов за это.
   Я раньше никогда не обращала внимание на глубину евангельской истории: была ли это притча, рассказанная Христом, или чудо исцеления, воскрешения. Восприятие этих отрывков Священного Писания исчерпывалось лишь признанием всемогущества Господа, а какой глубокий смысл кроется в них, причём не всегда однозначный, я и не задумывалась. За годы моего пребывания в этом храме многое стало открываться по-новому благодаря евангельским чтениям, благодаря проповедям наших отцов.
   Одним из самых ярких открытий стали послания апостола Павла. Раньше слова апостола были для меня совершенно не доступны. Но когда я стала посещать евангельские беседы, слушая объяснения о. Валентина, читая толкования, иногда готовясь к проведению беседы самостоятельно, я стала понимать, о чём говорит апостол. Книга Деяний раскрыла для меня личность самого Павла. Путешествие апостола в Рим постоянно сопровождалось какими-то опасностями. Однажды он попал в бурю, чуть не погиб, но упование на Бога его спасло. Павел знал, что Бог его ведёт. Меня поражает его бесстрашие, его целеустремлённость в самой главной миссии жизни – донести людям свет благой вести о Христе воскресшем.
   Интересен евангельский эпизод о том, как Господь, прибыв в страну Гадаринскую, изгоняет бесов из человека и позволяет им переселиться в стадо свиней, и свиньи погибают, бросившись с обрыва (Лк 8:26-39). Что происходит. Иисус Христос приходит в это селение, совершает невероятное чудо, а жители Ему говорят: «Уходи отсюда, ты свиней наших погубил, мы понимаем, что Ты несёшь в себе какую-то неведомую силу, но Ты лучше уходи». Получается, свиньи им были дороже Господа. Этот отрывок всё время заставляет меня задуматься о том, что в жизни мы часто пропускаем обращение к нам Христа, мы так же, как жители этой страны, свиней жалеем, а Христа пропускам. В моей жизни, к сожалению, такое случается не редко. Но если раньше об отрывке у меня складывалось поверхностное суждение, и мне, действительно, было жалко стадо свиней, то сейчас я открыла для себя этот эпизод с другой стороны.
   Отрывок о спасении утопающего апостола Петра не менее поразителен (Мф 14:22-34). История довольно известная, некоторые художники, например, Айвазовский в «Хождении по водам», изображают её на своих полотнах. И поскольку сюжет имеет широкое распространение и за пределами Церкви, взгляд порой замыливается, толкование сводится к следующему: Христос спасает утопающего Петра - значит, Пётр маловерный, потому что усомнился в своей способности ходить по воде. Следовательно, и нам надо иметь больше веры. Но, оказывается, речь совсем не о маловерии апостола. Христос говорит нам, что Он не маг и волшебник, который приказывает буре умолкнуть, и она затихает, приказывает Петру идти по воде, и он идёт, Он Тот, кто говорит: «Хочешь, иди ко Мне».
   Путь ко Христу предполагает и какую-то работу над собой. Время Великого поста – это особое время подготовки к Пасхе. Мне очень нравится канон Андрея Критского, который читается на первой неделе. Он отсылает к самым ранним временам, к самому истоку греха. Андрей Критский предлагает нам пройти путь от начала и до сегодняшнего дня, обратиться к истории Ветхого Завета, задуматься, что есть исток греха вообще и каков исток греха личного.
   Размышляя на тему веры, вспоминаю, что никогда не была сторонником теории происхождения человека от обезьян. Окончательно уверовала, что весь мир, вся вселенная является Божиим творением, ещё в школе, когда мы приступили к изучению ДНК. Передача наследственной информации – это необыкновенное чудо! Такая сложная структура как ДНК не могла появиться сама по себе, - это точно Божие творение. Но всё же вера моя была как что-то само собой разумеющееся, такой глубины, которую ощущаю сейчас, конечно, не было. Наши отцы постоянно напоминают, что Бог есть Любовь и что основой отношений между людьми тоже является любовь, в идеале, конечно. Икона, которая хорошо иллюстрирует эту мысль и которая мне очень нравится, называется «Пастырь добрый». На ней изображён Христос с овечкой на плечах. В каменистой иорданской пустыне серьёзный пастырь пасёт своих овец, вдруг одна овца отбилась, и он бесстрашно идёт её искать, кругом темно, ночь, звёзды, волки воют, а пастырь всё равно идёт, - очень сильный образ. Точно так же Иисус Христос, не смотря на промахи и ошибки человека, пустится на поиски заблудившегося. Пастырь бросит всех овец, собравшихся в кучку, а одну отбившуюся от стада отправится искать. Какая же любовь и забота наполняют сердце Пастыря, безусловная любовь к каждому лично, к каждому из нас.

10let_4.jpgЗОЯ
В этот храм я пришла где-то 6 лет назад, но это не первый мой храм. Так как я росла в религиозной семье, и моя тётя была монахиней, церковная жизнь была мне знакома. Но в юности я ушла из Церкви, совсем от неё отвернувшись.
   В силу разных неприятных ситуаций в жизни я вновь обратилась в сторону Церкви. В том состоянии, в котором на тот момент пребывала, я нуждалась в реальной помощи, потому что не понимала, что со мной происходит, как мне жить дальше. В Подольск я переехала 10 лет назад, и какое-то время ходила по разным храмам, пока волею случая мне не рассказали об о.Евгении. Я безмерно благодарна о.Евгению, он и по сей день помогает разобраться с кашей в моей голове.
   Помню свои первые впечатления в храме: дикий страх перед исповедью. Я понуждала себя каждую неделю приезжать в храм, и каждый раз на исповеди не знала, о чём говорить, буквально, по крупице «выдавливала» какую-то информацию о себе. Я никак не могла понять, что можно обойтись без такого подхода. Спустя какое-то время наступило облегчение. И если раньше я расстраивалась, сталкиваясь в себе с чем-то неприглядным, то сейчас стала к себе терпимее.
   Постепенно начала понимать, что происходит в храме, стала вникать в тексты Нового, Ветхого Завета. Открыла для себя беседы по субботам, правда, всё стало ещё запутаннее. Чем больше мне объясняют, тем меньше я понимаю.
   Есть любимый момент в Евангелии. Христос говорит тонущим в лодке ученикам: «Это Я, не бойтесь» (Мф 14:27). Это самые утешительные, самые обнадёживающие, дающие мне силу слова. Когда в моей жизни присутствует страх за ближнего, за себя, эти слова меня укрепляют и, буквально, отсекают страх. Я неоднократно ощущала это на личном опыте.
   С Ветхим Заветом я часто «ссорюсь». То, как поступает с людьми ветхозаветный Бог, не соотносится с моим представлением о любящем Боге. Я начинаю читать некоторые отрывки, и возникает раздрай. Но есть другие книги Ветхого Завета, которые рассказывают о взаимоотношениях между людьми и которые потрясают меня своей актуальностью и современностью. Например, книга премудрости Иисуса, сына Сирахова. В ней есть отрывки о том, что не надо брать кредитов, о том, какой должна быть и какой не должна быть жена: «Злость жены изменяет взгляд ее и делает лице ее мрачным, как у медведя. Сядет муж ее среди друзей своих и, услышав о ней, горько вздохнет» (Сирах 25:19-20). В этой книге разбирается много житейских моментов, и я считаю это важным и полезным.
   Другие места Ветхого Завета по-прежнему вызывают во мне противоречия. Бог создал человека свободным, как Он мог неволить, например, египетского фараона, которого вынуждал не отпускать евреев из Египта: «Я ожесточу сердце фараоново..., фараон не послушает вас...» (Исх 7:3-4). Где свобода, где любовь. В Новом Завете я не наблюдаю такого поведения со стороны Христа. Хотя, с другой стороны, Бог Ветхого Завета и Бог Нового Завета – это один и тот же Бог, как можно говорить об Их различии. Однако, есть вещи, которые я способна воспринять только эмоционально, а понимания нет. Возможно, оно придёт когда-нибудь. Я на это надеюсь.

10let_23.jpgМАРГАРИТА
Если говорить о моём приходе в храм на Силикатной, то я сразу вспоминаю атмосферу, в которой пребывала в то время. Это были школьные годы, я училась тогда в 21 школе. Близких друзей у меня не было, дома была напряжённая обстановка. Однажды я услышала разговор двух одноклассниц, которые обсуждали воскресную школу в храме. Я заинтересовалась и спросила девчонок об этой школе. Так я появилась в храме: сначала была сторонним слушателем на занятиях воскресной школы, потом начала участвовать в беседе. Здесь я почувствовала себя в безопасности и спокойствии. Каждое утро по воскресеньям я тайком в темноте собирала вещи, на цыпочках прокрадывалась из своей комнаты к выходу и бежала в храм. Позднее мама начала замечать моё отсутствие по утрам и спросила, куда я каждый раз ухожу. И в скором времени она сама еженедельно стала ездить в храм.
   Мне очень нравится подход о.Евгения к преподаванию в воскресной школе. Часто родители, обсуждая с детьми какие-либо темы, ограничиваются наставлением, нравоучением, порой совершенно не интересуясь их личным мнением. Здесь же я могу говорить то, что думаю. Непринуждённое свободное общение и неограниченность ума – вот как бы я охарактеризовала занятия в воскресной школе.
   Первое время, присутствуя на богослужении, я плохо соображала, что происходит, о чём говорит о.Евгений в своих проповедях. Мой мозг не воспринимал его слово. Тогда мне было, наверное, 12 лет. Но с течением времени, отчасти благодаря и самоанализу, ум стал перестраиваться. Я стала воспринимать его слова, понимаю ли я до конца, что за ними скрыто, – это другой разговор. Но меня радуют такие перемены.
   С недавних пор я пою в хоре. Долгое время я пела и играла на инструменте в школьном ансамбле, но по окончании школы моя творческая деятельность как вокалиста прекратилась. Мне стало этого не хватать. А пение нашего хора меня всегда поражало своим невероятным звучанием. Как-то раз я пришла на субботнее занятие детского хора, но поняла, что мне этого недостаточно, я хочу большего, я способна на большее. Тогда я подошла к регенту Елене с вопросом о моём участии в хоре. Елена поинтересовалась моим опытом в музыкальной сфере и предложила прийти на воскресное богослужение, чтобы попробовать себя на практике. Конечно, поначалу меня охватывали сомнения: зачем я сюда пришла, на что я подписалась. Но в хоре я всё же задержалась и по сей день пою.
   Моим любимым произведением, исполняемым на воскресной Литургии, является «Аллилуия» композитора Чеснокова П.Г. Это хвалебное пение, сопровождающее так называемый Аллилуарий сразу после чтения отрывка из Апостола. Композиция именно этого автора поётся хором чаще других, поэтому если говорить о технических моментах, то при исполнении этого произведении я лучше всего ощущаю опору на дыхании и приближаюсь к желаемому звучанию голоса. «Аллилуия» Чеснокова напоминает мне волны бушующего моря: одна «аллилуия» сменяет другую, а следующая появляется из предыдущей. Всё это происходит утром при ясном небе в зареве восходящего солнца. Волны бушуют, а в воздухе разносится такая прекрасная песня.
   Обучаясь на катехизаторских курсах, я стала открывать для себя Священное Писание, в особенности книги Ветхого Завета. Один из моих любимых отрывков – это история Иосифа, сына Иакова (Быт 37-46). Старшие братья завидовали Иосифу, потому что тот был любимым сыном их отца. Они решили погубить его, но, в итоге, продали в рабство египтянам. Жизнь Иосифа в Египте была полна интересных событий, но больше всего меня поразило то, с какой любовью Иосиф встретил своих братьев после долгой разлуки. История возвышения Иосифа в Египте началась с того момента, когда он, будучи без вины заключённым в тюрьме, расшифровал сон фараона о грядущем голоде в стране. Благодаря этому он был не только освобождён из-под стражи, но поставлен главным над землёй Египетской. Удивительно то, как он сумел всё распланировать, сохранив запасы еды на период голодания, и спасти народ от смерти.
   Голод охватил и соседние с Египтом земли. Братья Иосифа отправились в Египет, чтобы купить хлеб для своих семей, но, встретившись с Иосифом, они не узнали в этом служителе фараона своего младшего брата. Меня поразило, что Иосиф захотел воссоединиться со своей семьёй, не смотря на произошедшее когда-то между ними, он мог бы просто посадить их в тюрьму, отомстив таким образом за злодеяние, даже приказать их убить, поскольку сейчас имел над ними власть. Но Иосиф не только с братьями так не поступает, он ищет способ выйти с ними на контакт, понять их, он ищет примирения.
   Путём нескольких хитросплетений Иосиф устраивает встречу всего семейства. Частью его плана было заключение под стражу Вениамина, его младшего брата, которого отец Иаков с трудом отпустил в Египет, переживая, что потеряет и последнего сына от любимой Рахили, как когда-то потерял самого Иосифа. И то, как поступает в этой ситуации Иуда, один из двенадцати братьев, меня поражает не менее поступка Иосифа. Узнав о грозящем заключении, Иуда решает самоотверженно принести себя в жертву, предложив Иосифу посадить в темницу его, а Вениамина отпустить. Думаю, Иуда чувствовал свою вину в содеянном, чувствовал и долг перед своим отцом, но он не хотел, чтобы его отец страдал, потеряв сына, которого любил. В конце концов, история заканчивается признанием Иосифа, братья узнают его. Иаков собирает весь свой род и переселяется в Египет. Радость встречи с потерянным сыном непередаваема. Семейство Иакова вновь воссоединяется.
   Недавно куратор катехизаторских курсов спросил меня, когда моё участие в церковной жизни стало осознанным, когда я стала понимать, что вокруг меня происходит. Я думаю, что реальная осознанность пришла ко мне год назад, в переломный момент моей жизни, когда я определялась с дальнейшим образованием. Конечно, я не всегда пребываю в таком состоянии, но именно в конфликтных, кризисных ситуациях в моей жизни такая осознанность особенно остро ощущается, по большей части, благодаря о.Евгению, но, конечно, не без моего желания.

10let_1.jpgМИХАИЛ
   Первая встреча с христианством произошла в Покровском храме деревни Ерино. В Ерино я пришёл, будучи невоцерковлённым человеком. Всё, что меня окружало, было неизвестным, непонятным, иногда даже страшным. Я тогда познакомился с о.Евгением и, можно сказать, на его примере увидел, что христианство — это не что-то унылое, ограничивающее, суровое, а наоборот — лёгкое, радостное. К счастью, это состояние до сих пор меня так и не отпускает. Разница между двумя периодами моей жизни, между двумя приходами заключается даже не в окружении, а в моём восприятии происходящего. Тогда я ничего не знал, всего боялся. Постепенно вливаясь в жизнь Церкви, стал ощущать её своим домом, а людей, здесь присутствующих, - своими родными. Сейчас это чувство во мне всё более укрепляется. Несмотря на перемену храма и встречу с новыми людьми, - внешние обстоятельства, конечно, меняются, от этого никуда не деться, - я наблюдаю всё ту же внутриприходскую политику настоятеля, политику мира и любви. Меня это устраивает «на все сто».
   Ещё в Еринском храме я начал участвовать в богослужении в качестве чтеца. Как-то раз во время катехизации о.Евгений сказал, что не хватает помощников в алтаре. И я, в следующий раз приехав в храм и набравшись наглости, прямиком пошёл в алтарь. Батюшка благословил меня на службу. Сначала читал вслух последование ко Причастию, было довольно тяжело, я нервничал, переживал, поскольку опыт чтения был не велик. Позднее мне предложили читать Апостол. В зависимости от того, кто служит, читаю либо на церковно-славянском, либо на русском языке. Церковно-славянский текст, конечно, приходится несколько раз прочитать перед богослужением. Волнение бывает, но не сильное, почему-то именно при чтении Апостола на душе мир и спокойствие.
   Если говорить о содержании текстов Священного Писания, то могу сказать, что часто на богослужении во время чтения апостольских посланий или Евангелия ко мне приходит осознание. Какие-то отрывки я понимаю лучше, какие-то хуже, но проходит время и всё меняется местами: те вещи, которые были мне не понятны, становятся ближе, а те, о которых я уже узнал, не так сильно на меня воздействуют.
   Есть в Евангелии центральная мысль: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Ин 13:34). Эта та планка, к которой я стремлюсь, это указатель, который показывает направление движения. Всё остальное – частности: «В одном случае поступай так, в другом случае – иначе». Конечно, не всегда получается следовать этому пути, точнее будет сказать, вообще никогда не получается. Бог возлюбил нас до смерти, причём не просто до смерти, а до смерти крестной. На такую любовь у меня нет духа. Немощен.
Posted by admin on Monday 14 October 2019 - 00:33:56 printer friendly create pdf of this news item


Икона дня




© Разработка сайта от www.seosale.ru 2010-2020. Все права защищены.