Священномученик Александр, пресвитер Подольский

Welcome
Username:

Password:


Remember me

[ ]
Постимся постом приятным… Часть 4. Радость мысли. Мысль как пронзительная ясность.

«Не унывай, Бог имеет попечение о твоём 
спасении больше, чем ты». 
Преподобный Иосиф Оптинский.
 
   1wiff6d44uje.jpg  Уныние. Иногда кажется, что и нет ничего страшного в этом состоянии. Да и с кем не бывало такого, когда вдруг наваливается такая непроглядная тоска, что и выхода не видно, человек идёт в полной тьме, и дорога кажется бесконечной. Но каждый знает на собственном опыте, что состояние это рано или поздно проходит, и что оно вовсе не безвыходное.
     На самом деле, всё не так то просто. И каков будет исход из этого состояния, зависит от того, насколько глубоко и как долго человек пребывал в нём. И чем глубже было погружение, тем тяжелее будет подняться наверх.
     Рассмотрим эту картину, картину уныния, поближе. Что же происходит на самом деле?
     Однажды человек вдруг встречается с самим собой буквально лицом к лицу. И он вдруг понимает, что то, что он знал о себе, то, как представлял себя, вдруг не соответствует действительности. Человек открывает себя заново, он смотрит на себя теперь совершенно другими глазами, глазами, не замутнёнными пеленой иллюзий и представлений, соответствующих его желанию видеть себя в определённом свете. Но порой то, что человек обнаруживает в зеркале своей души, настолько его поражает, что он не может поверить своим глазам, не может себя узнать в этом отражении. Я говорю о негативных гранях человеческого «Я», потому что положительное, как правило, всегда принимается на «ура». И здесь наступает тот момент, когда перед человеком встаёт выбор, тот момент, когда именно здесь и сейчас принимается решение, решение либо в пользу принятия себя таким, какой ты есть на самом деле, либо в пользу полного отрицания действительности, в пользу возврата к прежним иллюзиям, источником которых являлся самообман. На самом деле, второй вариант сам по себе тоже является иллюзорным, потому что то, что произошло, уже произошло. 1x_7e74c1fc.jpgЧеловек увидел себя таким, какой он есть, пути назад нет. И как только будут возникать ситуации, в которых он себя определённым образом проявляет, он и будет видеть то, что увидел когда-то в первый раз. И каждый раз заново человеку предстоит делать выбор: принятие или отрицание. Принятие означает благодарность Богу за то, что Он открыл сердце, а отрицание означает тоску, уныние, отдаление от Бога. Человек как бы запирает двери своего сердца, перед ним только зеркало, а в нём его отражение, полное скорби и печали. Человек смотрится в него, в это отражение, и говорит: «Нет, это не я. Я не могу быть таким. Я совершенно другой». Но отражение продолжает твердить своё. И тут начинается погружение, погружение в эту бездну смертельной тоски. Почему смертельной? Да потому, что человек, погружаясь всё глубже и глубже, с каждым метром отдаляется от поверхности воды, с каждым метром он отдаляет себя от возможности того живительного глотка воздуха, который способен его спасти и вытащить из этой бездны. Этот живительный глоток есть сама Любовь. Любовь твоих близких, которые стучаться к тебе в двери, которые зовут тебя, протягивают руку помощи, Любовь Самого Бога, Которая пытается подойти к закрытой комнате твоего сердца разными путями. И человек в любой момент может принять этот живительный глоток, наполнится им, конечно, если захочет. А почему он порой не хочет, не хочет открывать двери, не хочет никого слышать? Да потому что ему и не нужен никто, он занят собой, он смотрит в это зеркало и никого не видит вокруг, кроме себя, смотрит и жалеет. А жалость, как известно, сильный наркотик. И вроде бы, на первый взгляд, уныние приносит только страдания, но, если присмотреться, как раз из-за жалости человеку сложно отказаться от этих состояний, состояний тоски и печали. Всё же всему есть предел, и пределом состояния уныния является либо освобождение, либо смерть, другого не дано.1bw-c6bxqot0.jpg
     Но как бы не казалось человеку, представшему перед самим собой "во всей красе" и чувствующему своё бессилие перед собой же, как бы не казалось ему, что кроме уныния здесь больше ничего и невозможно, даже в этом  случае есть повод для радости.
     Один философ советских времён, Мераб Мамардашвили, говорит о радости мышления. Что он имеет ввиду?
     "Иногда или чаще всего нам ничего не остаётся, кроме того, чтобы получить светлую радость мысли. Даже беду в этой мысли можно воспринять на какой-то звенящей, пронзительной, как ни странно, радостной ноте. Что же может быть радостным в беде? Только то, что ты мыслишь, т.е. твоё сознание твоего сознания. Но можно ли думать, когда тебе больно и испытывать от этого радость? Радоваться можно лишь тому, что в этой боли выступило с пронзительной ясностью".
     Пронзительная ясность - видение самого себя, когда Бог приоткрывает завесы нашего сердца, когда вдруг становится видным то, что долгое время было сокрыто от наших глаз и причиняло нам только вред. Лишь теперь возможен тот труд на пути к освобождению. В этом и заключается радость мысли, ясной мысли, что может привести к перемене ума, к покаянию.
     Яркий пример того, как пронзительно ясная мысль приводит к покаянию, являет в себе Мария Египетская. Её жизнь - грех как самоцель, страсть ради самой страсти. И вот он, крутой поворот: глаза открыты, взор обращён к сердцу своему, та самая мысль, что перевернула её сознание. Теперь перед ней предстаёт выбор: полное отчаяние или перемена ума. И выбери она дорогу уныния, уныния, просто несовместимого с жизнью, поскольку того человека, которого она встретила в своём сердце, думаю, не встречал в своей жизни никто, того дна, которого она достигла, думаю, никто и кончиками пальцев не касался, выбери она ту дорогу, жизнь её обернулась бы к смерти, обернулась к той, которую избрал когда-то Иуда, не сумев выбраться из бездны отчаяния, не сумев простить себя, не сумев поверить во всепрощающую любовь Бога.
     Мария прожила эту ясную мысль, и, думаю, радость переполняла её сердце, радость о том, что она, теперь зрящая, знает куда идти.1opeqbvmy3jy.jpg
     Путь к Богу. Многие рассуждают на тему, каков он. Это погружение в глубину сердца, а там, внутри, Он. "У меня Бог в душе", - говорят. Но не каждый ответит за свои слова, сказав которые, тут же им не соответствует, лишь подумав что плохое о ближнем. Или многолетние поиски истины, поиски ответа на вопрос: "В чём смысл жизни?". Метания человека от одной "истины" к другой. И каждый раз кажется: вот, наконец, она достигнута. А потом разочарование. Или же это восхождение к Богу по крутой лестнице без перил. Любое неверное движение, и ты снова оказываешься там, внизу, откуда начинал. Так ведь и не добраться вовсе.
     На самом деле, все эти поиски похожи на хождение человека по дому с закрытыми глазами. Он что-то ищет, сам ещё толком не зная что, пробираясь наощупь из комнаты в комнату, натыкаясь руками на различные предметы, попадающиеся ему на пути. Безуспешно. Но вот он, тот самый момент, с человеком что-то вдруг такое происходит, что он прозревает, открывает глаза и видит: то, что он искал, всегда было рядом, стоило только лишь открыть глаза.
     Встреча с Богом как прыжок с трамплина прямо в то недосягаемое небо, что манит своей чистотой и глубиной. Небо затянуто облаками? Встреча с Богом как прорыв сквозь густую, непроницаемую пелену из дымки и тумана. Встреча с Богом произошла, и путь только начинается. Бог, если можно так сказать, является как бы отправной точкой новой жизни человека, отправной точкой каждого момента этой новой жизни. И каков будет этот путь, путь уже не к Богу, а с Богом, покажет опыт общения с Ним каждого лично. В таком случае, уместны любые образы, которые близки сердцу человека и которые в полноте символизируют его путь.
   1qhwfen8m5-8.jpg  "Лествица" Иоанна Лествичника - один из таких образов, основанных на личном опыте. Поделившись этим опытом, автор предлагает один из возможных путей, взяв за основу который, человек всё равно сам выстраивает свои личные отношения с Богом, уникальные отношения, которых нет больше ни у кого и ни с кем. Встретившись однажды с Богом впервые, человек оказывается сразу на самой верхней ступеньке. Теперь начинается путь к людям. Но ведь спускаться всегда намного тяжелее, нежели подниматься. Лезешь наверх, ничего не видишь, кроме цели. И вот ты на вершине. Оборачиваешься, осознаёшь, на какой ты, оказывается, высоте, а внизу люди снуют туда-сюда, словно муравьи. Конечно, хочется образовать кущу да остаться там, наверху, пребывая в непрекращающейся радости, а другие пусть подождут, не до них уж точно сейчас. И  вдруг через некоторое время обнаруживаешь, что нет никакой кущи, и радость куда-то исчезла. В чём же дело? Да дело в том, что всякий раз, когда мы не хотим видеть перед собой человека, мы не хотим видеть рядом с собой Бога.
     Быть с Богом значит быть с людьми. Быть с людьми означает быть с Богом. И это не есть следствие одного из другого, но есть одновременное пребывание в любви, где нет ни капли эгоизма. В этом и заключается полнота Церкви, когда каждый человек с Богом и другим человеком находится в единстве. Видение и осознание этого единства и есть радость мысли, мысли как пронзительной ясности.
     Продолжение следует...
Автор Дарья Борчук.
Posted by admin on Sunday 07 April 2013 - 23:51:00 printer friendly create pdf of this news item


Икона дня




© Разработка сайта от www.seosale.ru 2010-2020. Все права защищены.